
|

|

|
Здравствуйте! Предлагаю Вам прочитать небольшой текст, после чего ответить на вопросы, относительно понимания данного текста! Спасибо большое за участие!
Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества».
Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, как их оценивал Уотсон, «скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании». Он отмечал также влияние работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.
Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятие поведения трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистую реакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.
«Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана». Таковы две проблемы бихевиоризма. Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя» речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др, изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «...если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание».
Практически поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие образования. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков». Поэтому навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными.
Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм // История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1992. С. 96-107. |
|

|

|

|
|

|

|

|
Вопрос 1: |
Предметом бихевиоризма является? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 2: |
Какое время можно считать началом бихевиоризма? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 3: |
Основная задача бихевиоризма: |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 4: |
Какой пример соответствует внутренней наследственной реакции? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 5: |
На какие ранее научные открытия известных деятелей опирались бихевиористы? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 6: |
Философская основа бихевиоризма? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 7: |
Кто является автором классификации реакций? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 8: |
Что такое мышление в бихевиоризме? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 9: |
За что боролись бихевиористы? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 10: |
Какую метафору использовали бихевиористы презентируя свое направление? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 11: |
Какой пример соответствует наружной, приобретенной реакции? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 12: |
Главная проблема бихевиоризма? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 13: |
Что составляет основу навыка? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 14: |
Считают ли бихевиористы «речь» поведением? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 15: |
Какой пример наиболее точно отражает главную мысль бихевиоризма S – R? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 16: |
Во что верит один из ученых, приверженец бихевиоризма? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 17: |
К чему Дж.Уотсон относит реакцию покраснения? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 18: |
Можно ли утверждать, что поведение в бихевиоризме рассматривается только как внешняя реакция? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 19: |
Вы изучали общую психологию в университете? |
|
|
|

|

|

|

|

|

|
Вопрос 20: |
Оставьте Ваши комментарии, пожелания или замечания о прохождении теста. |
|
|
|

|

|

|
|